С момента публикации статьи Staff burnout («Выгорание персонала») американским психологом немецкого происхождения Фрейденбергером Г в 1974 г., вопросы касающиеся эмоционального выгорания получают все большее распространение, так как в современном мире акцент приходится на всё увеличивающиеся требования к психологическим ресурсам человека, в пику более ранних этапов развития общества, когда акцент приходился на физическое выживание. Роботизация, автоматизация, интернет — все это стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни, и требует от индивида не столько физической подготовки, сколько эмоциональной, интеллектуальной и внутренней организованности. Социально-экономическая и политическая нестабильность в масштабах страны и мира добавляет стрессовых факторов, что в свою очередь повышает актуальность исследований эмоционального выгорания.
«В целом синдром выгорания представляет собой индивидуальную реакцию на хронический рабочий стресс, который развивается прогрессивно и в конечном итоге может стать хроническим, вызывая изменения в состоянии здоровья»[6].
Если во время первых исследований эмоциональное выгорание рассматривали как состояние возникающее у людей помогающих профессий, то в настоящий момент времени рамки исследований расширились и на другие области жизнедеятельности индивида, такие как семья, детско-родительские отношения, материнство [2].
Согласно теории социального обмена выгорание это результат того, что человек не получает достаточной компенсации за свой вклад и приложенные усилия в процессе своей деятельности, будь то работа или семейные обязанности. Недостаток взаимного обмена между членами сообщества, опустошает эмоциональные ресурсы индивида, вызывая хроническое эмоциональное истощение [4].
В социально-психологическом направлении большой вклад был сделана К.Маслач и её коллегами, которые представила концепцию выгорания, как механизм состоящий из трёх симптомов. Сначала возникает физическое и эмоциональное истощение, затем развивается отрицательная самооценка, в завершении ухудшается отношение к работе в целом, теряется сочувствие и эмпатия к рецепиентам [5]. Были установлены следующие обстоятельства, создающие предпосылки для эмоционального выгорания: большой поток людей, преобладание негативной обратной связи от клиентов, недостаток внутренних ресурсов для преодоления стресса [3].
Так же немаловажную роль играет необходимость работать строго по графику, а также высокая эмоциональная интенсивность актов взаимодействия между людьми.
В отечественном подходе наибольшую известность приобрела модель эмоционального выгорания была предложена Бойко В. В. Автор рассматривал эмоциональное выгорание как механизм защиты, направленный на сбережение эмоциональных ресурсов путём исключения эмоций в реакциях на часто повторяющиеся психотравмирующие ситуации одного порядка. Отчасти это функциональный механизм, так как позволяет регулировать степень расхода энергетического ресурса. Но это не исключает отрицательного воздействия на исполнение трудовых обязанностей и откладывает негативный отпечаток на взаимодействие с партнёром, сужает вариативность эффективного реагирования на ситуации выходящие за рамки шаблонных, делает общение формальным.
Бойко рассматривает эмоциональное выгорание через механизм адаптации при стрессах Г.Селье и выделяет три фазы: напряжения, резистентности, истощения [1].
Влияние на развитие эмоционального выгорания оказывают внешние и внутренние факторы. Внешние, такие как нечёткие, неопределённые условия труда, неустойчивый график работы, расплывчатая, противоречивая информация, повышенная, но малооплачиваемая ответственность, тяжёлая психологическая атмосфера в коллективе, большое количество трудных клиентов.
Внутренние факторы связаны с высоким уровнем ригидности, перфекционизмом, низкой самооценкой, склонностью перекладывать ответственность за себя и свою жизнь на внешние обстоятельства, не способностью адекватно контактировать с реальностью.
Для уменьшения выгорания используются три типа методов:
1.Когнитивные методы: они направлены на переоценку и реструктуризацию человеком своей оценки психотравмирующих ситуаций, носящих хронический характер. Люди предвзяты и многие вещи воспринимает на основании прошлого опыта, а он не всегда адекватен текущей ситуации. Хорошо работают когнитивные методы: дневник самонаблюдений, нахождение ошибок мышления и корректировка убеждений.
2.Методы физиологической воздействия: человек учиться через мышечное, телесное расслабление реагировать на стрессовые ситуации.
3.Разработка индивидуального маршрута здорового образа жизни, корректировка сна, режима отдыха и бодрствования, качественное и полезно питание снижают симптомы выгорания.
На основании всего вышесказанного можно констатировать, что эмоциональное выгорание связано с различными нарушениями баланса сил в сферах социального, психологического и соматического бытия человека. Это сложный психофизиологический процесс, который выражается постепенным формирование эмоционального, интеллектуального и физического опустошения, сопровождается потерей интереса и мотивации к рабочей деятельности, выражается в отсутствии радости, энтузиазма, вдохновения не только в профессиональной, но и личностной сфере и приводит в формированию зависимостей и депрессивных состояний.
Список литературы:
1. Бойко, В. В. Психоэнергетика / В. В. Бойко. — СПб: Издательский дом «Питер», 2016. — 416 c.
5. Maslach, Christina. (1976). Burned-Out. Human Behavior. 9. 16-22.
6. Montero-Marín J. El síndrome de burnout y sus diferentes manifestaciones clínicas: una propuesta para la intervención //Anestesia Analgesia Reanimación. — 2016. — Т. 29. — №. 1. — С. 4-4.
© Психолог — Антонова Екатерина.